Вы тут: Главная > Новости в стоматологии > Детский вопрос: психологические особенности детской стоматологии

Детский вопрос: психологические особенности детской стоматологии

Основная разница в лечении взрослых и детей – это взаимоотношения врача и пациента. Успешность лечения ребенка во многом зависит от способности стоматолога управлять поведением малыша во время приема. При этом задача врача – не просто улучшить здоровья ребенка, а сформировать позитивное отношение к стоматологии в целом.

Чтобы установить психологический контакт с ребенком, необходимый для качественного лечения, врач-стоматолог должен учитывать несколько факторов:

1. возраст ребенка;

2. стадию интеллектуального развития ребенка;

3. тип эмоционального развития ребенка;

4. темперамент ребенка;

5. тип поведения ребенка во время стоматологического приема;

6. тип родительского отношения.

Для каждого возраста характерны свои особенности психологии и восприятия окружающего мира.

Выделяют следующие возрастные периоды жизни ребенка:

  • раннее детство (1 – 3 года);
  • дошкольный возраст (3 – 6 лет);
  • младший школьный возраст (7 – 10 лет);
  • подростковый возраст (10 – 14 лет);
  • ранняя юность (15 – 18 лет).

Дети от 2 до 5 лет – самые сложные пациенты. Они отказываются сотрудничать, так как еще не умеют адекватно реагировать на действия врача, не могут точно характеризовать тревожащие их ощущения и не в состоянии управлять своим поведением. Дети этого возраста ведут себя совершенно непредсказуемо, что очень часто делает стоматологическое лечение неэффективным.

Для установления психологического контакта с пациентом необходимо учитывать и стадию интеллектуального развития ребенка:

1. Сенсорно-моторный период (до 2-х лет) – дети приобретают первичные ощущения вкуса, прикосновения, сигналов, звуков и манипуляций.

2. Префункциональный период (от 2-х до 7 лет) – дети обладают способностью к интуитивному мышлению, но в большинстве случаев ощущения строятся на восприятии. Дети верят во все, что видят и слышат,

3. Конкретный операционный период (7 – 11 лет) – дети обретают способность реверсировать свои мысли и ощущения логически.

4. Формальный функциональный период (11 – 14 лет) – наступает подростковый период, начинается более высокий и богатый уровень интеллектуального развития: способность мыслить абстрактно.

Эффективное общение с ребенком или подростком требует понимания его интеллектуального развития. Одна и та же фраза «Сиди спокойно, иначе я просверлю тебе голову» может быть по-разному истолкована пациентом 4-х и 11 лет. Ребенок постарше поймет юмор, а малыш решит, что это истинное намерение врача.

В кресле стоматолога нередко оказываются дети, чье поведение отличается от общепринятых норм: агрессивные, гиперактивные, тревожные, встречаются аутичные пациенты. И к ним нужно относиться особо, учитывая специфику личности каждого.

Правила общения с «нетипичными» детьми:

  • необходимо проявлять искреннее внимание к скрытым потребностям детей;
  • демонстрировать модель неагрессивного поведения;
  • разрешать проявлять гнев в определенных ситуациях;
  • постоянно оказывать поддержку;
  • формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;
  • отвлекать внимание ребенка игровыми ситуациями при назревании вспышки.

Врач также должен обращать в свою пользу и темперамент ребенка. Исследователи выделяют три основных вида темперамента:

1. Легкий темперамент. Такие дети находятся в основном в хорошем настроении. Их соматические функции нормальны и считаются стабильными, легко адаптирующимися.

2. Сложный темперамент. Этим детям нелегко адаптироваться к новой обстановке и новым людям, они имеют тенденцию уходить от новых ситуаций.

3. «Долго разогревающийся» темперамент. Это робкие дети с низким уровнем активности. Тяжело воспринимают изменения, медленно адаптируются к ситуациям.

В зависимости от отношения ребенка к врачу-стоматологу детей можно условно разделить на четыре группы:

1. Абсолютно негативное. Ребенок отказывается от лечения. Плачет, полон страха.

2. Негативное. Ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные.

3. Позитивное. Ребенок принимает лечение, но с настороженностью. Он выполняет требования врача.

4. Абсолютно позитивное. Хороший контакт с врачом, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеется, радуется.

Стоматолог должен найти контакт не только с ребенком, но и с его родителями. Так как именно взрослые оказывают наибольшее влияние на установление психологического контакта.

Существуют различные типы родительского поведения:

  • «игнорирующий» родитель (полностью игнорирует врачей-стоматологов и их ассистентов; оставляет своих детей самих в стоматологическом кабинете);
  • «агрессивный» родитель (ведет себя вызывающе по отношению к окружающим);
  • «обиженный» родитель (обижен на всех врачей);
  • «пластилиновый» родитель (во время приема поведение такого родителя меняется несколько раз);
  • «морализирующий» родитель (никому не доверяет);
  • «позирующий» родитель (во время стоматологического приема принимает черты вышеперечисленных типов родителей);
  • «рефлексирующий» родитель (с пониманием и участием относится к лечению ребенка).

Позитивные поведенческие реакции у детей и подростков стимулируют следующие условия:

1. Сотрудники клиники настроены только позитивно и передают хорошие эмоции ребенку.

2. Используются визуальные отвлекающие инструменты: мультфильмы, яркие ролики, музыкальные клипы и т. д.

3. В комнате ожидания присутствуют соответствующие возрасту предметы (безопасные игрушки, журналы).

4. У врача есть игрушки для маленьких детей и подарки для поощрения.

5. Врач встречает ребенка в комнате ожидания без перчаток и маски.

6. Процедуры распределяются, основываясь на том, как пациент их воспринимает.

7. Родителям предоставляется исчерпывающая информация о лечении.

Вышеизложенная информация позволит спрогнозировать поведение ребенка в кресле стоматолога. Но как поведет себя малыш в реальности, предугадать не может никто.

Тэги: , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментировать

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.